07.05.2023
Смело могу сказать, что название этой статьи всецело соответствует истории, о которой хочу рассказать. Георгий действительно победитель! Победитель над собой, своими страхами и привычками!
В последних числах марта ко мне обратилась семья с 9-летним мальчиком, который меня заинтересовал своей необычностью. Ребёнок не ел привычную для среднестатистической семьи пищу (только творожки, йогурты, соки и некоторые фрукты). Но не просто не ел, а весьма неожиданно реагировал на отсутствие продуктов питания из его рациона в холодильнике или на предлагаемые блюда домашней кухни.
История Георгия
Когда малышу было около 2,5 лет, наряжая ёлку, он упал с табурета и получил сильный ушиб челюсти. В процессе лечения мальчика кормили йогуртами и творожками. Твёрдые продукты исключались, так как жевать было больно. Челюсть вылечили, в рацион добавились кашки, супы, но в какой-то момент (прошло несколько месяцев с выздоровления) ребёнок резко перестал есть всё, что было приготовлено дома. Отказывался, плакал при виде домашних блюд, в его глазах читался ужас. Понять причину такого поведения родители не могли. Уговаривали, требовали, пробовали множество вариантов для исправления ситуации, но ничего не менялось.
Шли годы безуспешных попыток расширить рацион Георгия, пока один случай не натолкнул семью на мысль обратиться за помощью к психологу. Так как Елена, бабушка Георгия, больше всех верила в успех внука, решение этого вопроса закрепилось за ней.
Хочу заметить, что расширение рациона питания являлось целью и самого Георгия — ему хотелось поехать с мамой на отдых этим летом и иметь возможность пробовать там различные блюда, на которые он пока что даже боялся смотреть.
Первая консультация
Наша первая встреча с Георгием длилась два часа. Мальчик был очень нерешительным, стеснительным, но хорошо включился в работу и позволил многое узнать о себе. Мы рисовали каракули, обсуждали рацион, анализировали питание обычных детей… Из разговора выяснилось, что в школе мальчик подвергается буллингу со стороны одноклассника. Тот его может ударить, оскорбить или сломать любимую игрушку. Отпора агрессор не получает.
Обсудив школьные проблемы, мы составили списки продуктов, которые Георгий ест, и продуктов, которые он даже не пробовал на вкус. Выходило, что во второй список попало фактически всё: от каш и супа до овощей и мяса. В первом списке среди фруктов числились яблоки, что означало отсутствие проблемы с жеванием. Меня это озадачило. Я достала привезённый родителями контейнер с одной маленькой варёной картошкой, морковкой и кусочком свежего огурца. Вид мальчика изменился. Задрожали ресницы, губы, голос стал плаксивым и еле слышным, превратившись в лепет маленького ребёнка, и я еле разобрала слова «я не хочу».
Подобной реакции я не видела ни разу. Да, дети капризничают, не хотят что-то есть, но их поведение категорически отличается от увиденного мной. Мальчик словно ушёл в регресс, сжался, стал беззащитным и жутко испуганным. А я всего лишь открыла крышку…
После консультации семья уезжала с первым домашним заданием — попробовать привлечь мальчика к приготовлению домашней еды, проанализировать из каких продуктов состоят блюда, понаблюдать за изменением цвета и запаха продуктов до и после готовки.
Через некоторое время я получила два видео, на которых Георгий резал овощи для супа. Каждый раз он что-то пробовал: то морковку, то капусту. Это был первый успех мальчика, воодушевивший семью на дальнейшую работу.
Наши занятия и первые успехи
На протяжении нескольких встреч, помимо прочих занятий, я рассказывала Георгию красивые сказки (в технике эриксоновского гипноза) с установками, вселяющими уверенность, смелость, желание пробовать новые продукты. В них мальчик путешествовал в разные страны, летал на неизведанные планеты, где каждый житель что-то ел обычным или фантастическим способом, встречался с волшебниками.
Используемые на консультациях сказки я пишу сама, ввожу в них необходимые фразы-установки, подбираю соответствующее звуковое сопровождение, поэтому они всегда уникальны и интересны.
Вскоре наша работа стала приносить видимые плоды. Георгий начал увереннее общаться в школе, самостоятельно учить уроки, изменился его характер. Одними разговорами мальчику удалось усмирить обижавшего одноклассника. Тот вдруг сдался, прекратил травлю, утихомирился. Всё чаще Георгия стали хвалить в кружке робототехники, у него появился интерес к программированию и желание обучаться в новом кружке.
В восприятии еды тоже появились перемены: Георгий стал наблюдательнее, начал видеть и анализировать блюда, подаваемые в школьной столовой, понимать нравятся ли они ребятам. Его взгляд стал шире, осознаннее. Да и мир из-за этого стал интереснее.
К концу месяца занятий я получила долгожданные видео, на которых Георгий смело пробовал жареную картошку, немного салата, овощи. Для мальчика это был уже явный и значимый успех!
Несомненно, важную поддержку и помощь в достижении этих результатов оказала семья. Заботливая бабушка Елена, вкладывающая душу во внука, любящая мама Анастасия, балующий дедушка.
Последняя консультация
На последней консультации Георгий был энергичен, уверен в себе. Смело разговаривал и даже шутил. В его рисунках у деревьев появились мощные корни, рядом с которыми заботливо прорисовывались капли воды, микроэлементы для питания, фауна почвы. Выдуманное животное Амбия выглядело весёлым, пушистым и добрым. Она жила среди людей и ела домашнюю пищу. Георгий сказал, что быть непохожей на всех — это не так уж и плохо!
Консультации закончились. Конечно, у мальчика впереди много задач: предстоит попробовать невероятное число блюд, узнать множество новых вкусов. Однако теперь он не боится экспериментов с новыми продуктами, научился самостоятельно принимать решения, защищать себя словом. Очень надеюсь и верю в то, что при такой мощной поддержке семьи у него всё обязательно получится!
P.S: Вся эта история не была бы написана, если бы не вера бабушки Елены в успех внука, благодаря которой она смогла доказать Георгию и всей семье, что он способен преодолеть все преграды и трудности, стоящие перед ним!
Первые шаги. Не очень удачная попытка попробовать картофельное пюре.
Но даже здесь Георгий молодец: нет ужаса на лице, не дрожат ресницы и губы от мысли, что нужно съесть что-то непривычное! Он сам взаимодействует с блюдом!
Успехи Георгия после занятий. Мальчик ест жареный картофель, капусту, помидор.
Видео и фото опубликованы по просьбе семьи и с согласия Георгия.