+7 (902) 903-28-73

Буллинг

12.03.2023

 

Как же часто стала появляться на консультациях тема буллинга!

 

В состоянии ярко выраженного стресса, развившейся депрессии, с паническими атаками, тиками (чаще всего в области глаз) ко мне обращаются дети/подростки с 1-го по 9-й класс.

 

Что происходит?

 

Все мы стараемся выбирать для детей лучшие школы, планируем для них качественное образование. Мечтаем об их светлом будущем. До определённого момента всё идёт хорошо, по плану, но неожиданно когда-то прекрасное учебное заведение начинает преподносить сюрпризы… Родители замечают, что после школы ребёнок не хочет разговаривать, замыкается, на его лице появляется тревога, а улыбка бесследно исчезает. Утренние сборы в школу вдруг вызывают бурю сопротивления и слёзы. Учить уроки становится невыносимо трудно, успеваемость резко падает. Что уж говорить о самооценке… В запущенных случаях от детей можно услышать фразу: «Я жить не хочу, а ты говоришь учиться…» И это далеко не редкость!

 

К сожалению, дети не всегда вовремя говорят родителям о своих неприятностях. Некоторые терпят, другие боятся наказания. Кто-то потерял доверительные отношения с родителями. Причин молчания множество. А время уходит…

 

Кто попадает под жернова буллинга? В основном дети из хороших семей. Как девочки, так и мальчики. Добрые, честные, спокойные, не агрессивные, иногда очень талантливые. Те, кто старается смолчать, не встревать в скандалы.

 

Когда очередной ребёнок перешагивает порог моего кабинета, история, которую он рассказывает, очень похожа на остальные. Его обижают, издеваются, доводят до слёз, угрожают. На уроках или переменах провоцируют реакцию защиты, которая со стороны учителей или случайных наблюдателей может интерпретироваться как агрессия. Агрессия жертвы. А зачинщики стоят в стороне и даже жалуются на то, что поддавшийся на провокацию вдруг дал сдачу. Наказывают, в итоге, именно жертву.

 

Просьбы о помощи (как детей, так и родителей), направленные к учителям, к сожалению, пользы не приносят. Почему? Это отдельный вопрос, который я не планирую раскрывать в этой статье.  Не стану писать и о том, что психологическая помощь требуется не только жертве, но и агрессору.

 

Нередко возникает ситуация, когда родители, в надежде, что всё нормализуется, предлагают своим детям стараться не обращать внимание на происходящее, игнорировать травлю, оскорбления. Иногда даже ругают за проявленную слабость… Но только возможно ли игнорировать буллинг? Однозначно нет!

 

Если ситуация вышла из-под контроля, разговор с обидчиками, их родителями и учителями не приносит положительных результатов, выход один — перевод ребёнка в другую школу. Да, конечно, когда осталось доучиться меньше года до конца 9 класса, перевод уже не целесообразен. Но и тут стоит задуматься о возможных последствиях. А они могут быть очень серьёзны!

 

В любом случае ребёнок, попавший под буллинг, сломлен. Начинает подключаться психосоматика: появляются непроходящие головные боли, болит спина, мучают частые простуды и т.д. Таким образом организм проявляет своё сопротивление агрессивной среде и позволяет человеку остаться в условной безопасности в стенах дома.  

 

Главная цель в работе с такими детьми/подростками – вывести их из состояния стресса, депрессии, устранить панические атаки, повысить самооценку. Очень часто после первой моей консультации ребёнку становится гораздо спокойнее. Благодаря применению проективных методик он вымещает накопившуюся злобу на своих обидчиков. Снижается градус накала. Если стресс вылился в панические атаки, ребёнок на первой же консультации обучается совладанию с ними. Проводимая работа помогает либо прекратить дальнейшее проявление панических атак, либо максимально их сократить.

 

Достаточно ли одной консультации? При таких обстоятельствах точно нет. Ребёнку нужно время, чтобы полностью выйти из стрессового состояния, убрать психосоматику, повысить уровень самооценки, научиться иначе воспринимать себя и окружающих людей. В сложных ситуациях я подключаю к работе профильных врачей.

 

Обычно восстановление занимает 4-5 недель. Возможно, кому-то потребуется меньше времени. Однако это тот самый случай, когда ребёнку/подростку необходимо дать возможность восстановить свои силы, обрести уверенность в себе и научиться справляться с подобным ситуациями в будущем.

 

Параллельно восстановлению эмоционального состояния у детей/подростков постепенно возвращается спокойное отношение к урокам, появляется желание ходить в школу. В моей практике много случаев, когда успеваемость детей/подростков при нормализации состояния существенно возрастала.

 

В завершении статьи я хочу добавить, что очень важным условием для положительных изменений в состоянии ребёнка, подвергшегося буллингу, является его перевод в комфортную среду, поддержка родителей и развитие у него навыков совладания.

 

Значимую роль в стабилизации эмоционального состояния сыграют спортивные секции, художественные кружки или игра на музыкальных инструментах (часто прекрасной помощницей в борьбе со всеми неурядицами становится гитара).

 

Если вдруг ваши дети столкнулись с буллингом, не затягивайте обращение к психологу! Оставляйте заявки, звоните, пишите, и я помогу им справиться с этой непростой ситуацией!

 

Контракт ответственности

Оставьте Ваш номер