28.02.2023
Эту заметку я бы хотела посвятить очень милой девочке-подростку. Имя Ульяна вымышленное и было предложено её мамой для данного рассказа.
Познакомила меня с этим ребёнком чистая случайность. Я проходила очередные курсы повышения квалификации по методике Д.В. Винникотта и мне было интересно применить полученные знания на практике. В разговоре с мамой девочки выяснилось, что Ульяна не против позаниматься с психологом, ей даже интересно.
Девочка была беспроблемной и имела спокойные, ровные отношения с разведёнными родителями. Единственное, что меня несколько озадачивало в вопросе работы – её проживание в другом городе, так как для этой методики необходимо взаимодействие в рисунке. Поэкспериментировав с её мамой над возможностью дорисовывать рисунки онлайн, вооружившись дополнительными гаджетами, мы начали рисовать.
Ульяна рисовала с фантазией. Было видно, что она получала удовольствие от этой игры. Дорисовывание каракуль через смартфон не смущало в процессе работы ни её, ни меня.
Мы очень аккуратно обсудили полагающиеся по методике темы, коснулись тех, которые волновали её маму, поговорили про школу и мальчиков, про обычные домашние дела. Диалог был полуструктурированным, что способствовало продуктивному взаимодействию. Ульяна после консультации показала маме свои рисунки и рассказала о том, как проходила наша работа. Казалось бы, ничего в процессе консультации сверхъестественного не произошло, однако рисование каракуль оставило приятное впечатление.
Чуть позже во время консультации мы обсудили получившиеся детские рисунки с мамой Ульяны. Я дала интерпретацию некоторых из них. Рассматривая каракули дочери, она узнавала в её линиях свой собственный почерк. Увиденное пробуждало тёплые воспоминания из давно ушедшего детства и вызывало неожиданные слёзы. Получилась глубокая терапевтическая сессия.
А дальше начались изменения. Отношения Ульяны и её мамы стали меняться, в них появилось больше теплоты и доверия. Ребёнок перестал стесняться одноклассников. Девочка захотела наряжаться, появились первые селфи. Можно сказать, что она просто расцвела.
Через несколько месяцев у нас состоялась ещё одна консультация с Ульяной. Непростая. Обсуждали отношения с недавно умершим родственником, закрывали гештальты. Девочка даже немножко поплакала. В конце разговора опять вели беседу про жизнь, про мальчиков, про взросление.
Эта встреча оказала серьёзную поддержку. Ульяна успокоилась, смогла взглянуть на свою жизнь с новой точки зрения, а разговор о взрослении помог снять завесы тайны и ненужные страхи.
И опять прошло несколько месяцев. Я слушала рассказы мамы девочки об успехах её дочери в школе, в художественном кружке, о появившихся рассказах о друзьях. Многое в жизни ребёнка изменилось в лучшую сторону.
Следующее наше взаимодействие произошло незапланированно. Ситуация в мире оказала на девочку своё негативное влияние и однажды вылилась в неожиданную и сильную паническую атаку. Так сложились обстоятельства, что в этот момент я общалась с мамой Ульяны по телефону и смогла оказать помощь, подсказывая очерёдность действий при разворачивающихся симптомах. Атака длилась довольно долго. Мы дождались пока она сошла на нет, и девочка легла спать. Следующим утром Ульяна получила от меня подробное руководство о поведении на случай повторения панических атак, даже успела записать этот случай в дневник наблюдения, но с тех пор они больше не возникали.
Продолжительность рассказанной мной истории полгода. За это время произошло много положительных перемен как в жизни девочки, так и её мамы. Наша работа смогла вывести их отношения на новый более доверительный уровень, а Ульяне придала уверенность, повысила самооценку и позволила увидеть новые возможности в открывающемся будущем.
Хочется сделать вывод, что иногда даже случайности могут совершенно изменить чью-то жизнь, позволив увидеть её в новых и ярких красках.